Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

1025-летие Крещения Руси

Дата: 19 августа 2013 в 09:47, Обновлено 19 августа 2013 в 13:00
526 просмотров

1025-летие Крещения Руси — это дата, которая имеет большое значение для народов Беларуси, России, Украины и для всех стран исторической Руси. Она должна помочь людям почувствовать духовное родство, ощутить дыхание истории, обрести свой самобытный путь в будущее. С этого дня начался отсчет нашей священной истории.

http://www.chaltlib.ru/articles/resurs/jubilei_goda/god_rossiiskoy_istorii/1025_let_kresheniu_rusi/

1025 лет отделяют нас от события, значение которого трудно переоценить. Ведь не будь его, наша история, язык, традиции, геополитическая карта – словом, все, что составляет жизнь, было бы другим. Так что же произошло в преддверии переломного 988 года во время правления тогда ещё языческого князя Владимира?

     Вообще-то всё началось гораздо раньше. В пятидесятые годы по Рождеству Христову самый первый ученик Сына Божьего апостол Андрей, величаемый за это Первозванным, прибыл в Корсунь. Там узнал он, что недалеко от города находится устье Днепра. Апостол захотел подняться вверх по этой великой реке, которую греки называли Борисфеном. Однажды, чуть выше середины течения реки, Андрей с учениками остановились под высокими горами:

     – Видите ли горы эти? – сказал Апостол. – На них воссияет благодать Божья, будет тут город великий, и воздвигнет Бог много церквей.

     И взойдя на горы эти, он благословил их и, помолившись, поставил крест.

     А через пятьсот лет три брата и их красавица-сестра из племени полян действительно основали тут город. Старший из братьев Кий стал первым правителем града, названного затем его именем.

     Ещё долгие годы после этого Киевская Русь оставалась языческой. Но крест Андрея Первозванного осенял её благодатью. По промыслу Божьему княгиня Ольга, разгромив своего заклятого врага – древлянского князя Мала, взяла на воспитание его дочку Малушу и сына Добрыню. А через десять лет Малуша вместе с княгиней приняла крещение в Царьграде и стала православной. Прошло ещё два года, и Малуша вышла замуж за сына княгини, подарив ей внука – будущего крестителя Руси Владимира. Поэтому летописец пишет об Ольге такими возвышенными словами: «Предвозвестница христианства на Руси, денница перед солнцем, заря перед рассветом, просиявшая, как луна в ночи, и вспыхнувшая среди язычников, словно жемчужина в грязи…».

     Но, несмотря на это, Владимиру было непросто решиться на религиозную реформу. Он, как и его отец, Святослав Игоревич оставался язычником. Примерно в 987 году Владимир со своей дружиной появляется на Балканах в качестве союзника византийского императора-христианина Василия II. Это способствует расширению его политического кругозора и постепенно склоняет к решению принять крещение. Тем более что в обмен на военную помощь император обещает выдать за русского князя свою сестру Анну. Однако сразу возникают проблемы.

     У князя Владимира было несколько жён и десять сыновей от них, которые претендовали на киевский трон. Император же не желал, чтобы его сестра пополнила гарем языческого князя. Он мог отпустить царевну в Киев при одном непременном условии. Все предыдущие браки князя Владимира должны были быть расторгнуты с тем, чтобы христианский брак был признан единственно законным.

     Однако скандинавское семейное право оказалось несовместимым с христианским правом Византии. Для Владимира старшие сыновья были опорой его власти. Поэтому переговоры о браке закончились провалом, после чего отношения с Византией были разорваны.

     Чтобы принудить греков к соблюдению невыполненного договора, Владимир, собрав войско, пошёл на Херсонес. Осушив городские колодцы, он заставил сдаться город. Затем Владимир отправил послов к Василию и Константину с предложением всё же отдать их сестру, Анну, ему в жены, угрожая в противном случае подступить к Константинополю. Цари ответили, что если князь крестится, то Анну за него отдадут. Владимир согласился. Цари, упросив сестру дать согласие, послали её вместе со священниками в Херсонес. И в этот ответственный Владимир внезапно ослеп. Но когда Херсонесский епископ совершил обряд крещения и дал ему имя Василий, Владимир тотчас, же прозрел. Это чудо ещё более утвердило его в правильности принятого решения.

     И хотя киевскому князю было лестно породниться с могущественным императорским домом, Владимир понимал и великое государственное значение этого брака. Если бы он рассматривал его просто как династический союз, вряд ли бы затеял такое сложное дело как крещение Руси, к которому его никто не принуждал.

     Летописец утверждал, что не только православные, но магометане, иудеи и католики присылали своих проповедников, дабы склонить Владимира к принятию своей веры.

     Первыми пришли болгары-мусульмане, но когда князь узнал что по Корану правоверным нельзя пить вина, он сказал: «Руси есть веселие пити». Послы папы римского так же потерпели неудачу: их доводы показались надуманными и чопорными. Выслушав иудеев, Владимир спросил, где отечество их. Послы же сказали: «В Иерусалиме, но Бог, разгневавшись на нас, расселил по чужим землям». На что Владимир ответил: «И вы, наказанные Богом, осмеливаетесь учить других? Мы не хотим подобно вам лишиться своего отечества».

     Наконец, греческий философ, прибывший последним, рассказал, вкратце, содержание Ветхого и Нового Заветов. Также он показал картину Страшного суда с изображением участи праведных и грешников. Пораженный князь промолвил: «Благо добродетельным и горе злым». «Креститесь, – отвечал греческий мудрец, – и будете в раю».

     Но Владимир не торопился. Для проверки истинности слов проповедников, князь Владимир послал своих послов по разным странам, чтобы те узнали, как всё обстоит на деле. Вернувшись, те с презрением отозвались обо всех религиях, кроме греческой ортодоксии, или православия. Побывав на службе Цареградской Софии, они сказали: «Мы не помнили, где мы находились – на земле или на небе».

     Эти слова решили дело, поскольку великий князь понимал – настоящее явление Божественного присутствия не может быть некрасивым.

     Приняв окончательное решение, князь Владимир, прежде всего, крестил 12 своих сыновей и многих бояр. Он приказал уничтожить всех идолов, а главного – Перуна – сбросить в Днепр, привязав к конскому хвосту. Тем временем духовенство во главе с митрополитом Михаилом, назначенным Константинополем управлять новой русской церковью, оглашало народ, то есть проповедовало православную веру.

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.